меню
РЕПИН
РЕСТАВРАЦИЯ
ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ СБЕРА РЕСТАВРАТОРЫ ВОЗВРАЩАЮТ К ЖИЗНИ КАРТИНУ ИЛЬИ РЕПИНА «ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН 16 НОЯБРЯ 1581 ГОДА», ПОВРЕЖДЕННУЮ ВАНДАЛОМ В 2018 ГОДУ.
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕПИН
ВОТ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ СБЕРА РЕСТАВРАТОРЫ ВОЗВРАЩАЮТ К ЖИЗНИ КАРТИНУ ИЛЬИ РЕПИНА «ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН ЕГО ИВАН 16 НОЯБРЯ 1581 ГОДА», ПОВРЕЖДЕННУЮ ВАНДАЛОМ В 2018 ГОДУ.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885, Государственная Третьяковская галерея
ИЛЬЯ РЕПИН
СПАСЕНИЕ КАРТИНЫ
ИЛЬИ РЕПИНА
Полотну были нанесены три удара — в результате толстое стекло, защищавшее работу было разбито. От падения стекла сильно пострадала авторская рама. Шедевру причинен серьезный ущерб — холст прорван в трех местах.

Руководство Сбербанка сразу предложило Третьяковской галерее оказать всеобъемлющую финансовую помощь для спасения произведения, а также его последующего безопасного экспонирования, и реализовало эту помощь в полном объеме.
Картина уже подвергалась нападению,
в 1913 году полотно порезал ножом сумасшедший иконописец. Газеты писали, что картина уничтожена, но при участии самого Ильи Репина, ее отреставрировали.

Эти повреждения и способы их устранения стали источником проблем с красочным слоем — холст потерял эластичность, с него стала отслаиваться краска.
МАЙ 2018
ПЕРВОЕ ПОКУШЕНИЕ, 1913
РЕСТАВРАТОРАМ ПРЕДСТОИТ НЕ ПРОСТО ВОССТАНОВИТЬ ТРИ КРУПНЫЕ ОСЫПИ ПОЯВИВШИЕСЯ ОТ НЕДАВНИХ УДАРОВ, НО И РЕШИТЬ ЗАДАЧУ С ХРОНИЧЕСКИМ ОТСЛОЕНИЕМ КРАСОЧНОГО СЛОЯ ПО ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ КАРТИНЫ
X
2
2,54
МЕТРА РАЗМЕР КАРТИНЫ
Специально для полотна был создан уникальный стол-трансформер, который позволил приступить к самым сложным этапам реставрации.
ХОД РЕСТАВРАЦИИ
Была создана новая реставрационная мастерская, оборудованная всем необходимым специально для работы с картиной. В этом пространстве поддерживаются требуемые климатические условия, обеспечивается особый световой режим.

Были проведены химический анализ нитей холста, пигментов и грунта, изучение в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и рентген.
ОТКРЫТИЯ
Исследования показали, что высота лаковой пленки на картине несравнимо больше самого красочного слоя.

В нижнем левом углу работы, сделана пробная расчистка, которая обнаружила насколько ярки краски без слоя лака. Специалисты считают, что утоньшение лакового покрытия, позволит увидеть иной колорит картины.
СТОЛЬ ТЩАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ СВЯЗАН НЕ ТОЛЬКО С ОБЪЕМОМ И ХАРАКТЕРОМ ПОВРЕЖДЕНИЙ,

НО И ВЫСОКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА СОХРАНЕНИЕ ШЕДЕВРА МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОБЛАДАЮЩЕГО НЕВЕРОЯТНОЙ СИЛОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ФОТО: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
РЕЗУЛЬТАТ
Сложнейший технологический и искусствоведческий проект завершится не ранее 2022 года: после реставрации шедевр вернется в постоянную экспозицию Третьяковской галереи.

С этого момента картина будет помещена в специальную капсулу — её технология позволяет посетителям рассматривать живопись без искажений. Таким образом, полотно будет открыто для всех, но от вандализма будет защищено.
ВЕСЬ КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЙ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ ПРОХОДЯТ БЛАГОДАРЯ МАСШТАБНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПАО СБЕРБАНК
СЛЕДУЮЩИЙ ПРОЕКТ
«ЩУКИН. БИОГРАФИЯ КОЛЛЕКЦИИ» В ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
ВЫСТАВКА
Made on
Tilda